ТАКТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ ПРИ СПЛАВЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПО ГОРНЫМ РЕКАМ

(Материалы опубликованы в журнале "АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК", июнь 2009, в разделе "Боевая подготовка" под названием "СПЛАВ БЕЗ ПОТЕРЬ")

Владимир Ширяев,
Мастер спорта СССР по водному туризму, Заслуженный путешественник России, Старший инструктор-методист по военно-спортивному туризму

Учитывая, что на горных реках имеются препятствия повышенной сложности, исключающие сквозной способ подвоза материальных средств, предлагается несколько тактических вариантов преодоления этих препятствий. Выбор тех или иных тактических приемов будет зависеть от характера и степени сложности препятствий, типов плавсредств, наличия сил и средств, физико-географических условий местности, на которой эти приемы будут выполняться.

Полная проводка. Этот тактический прием можно применять при поэтапном способе подвоза, когда характер береговой линии и порогов в прибрежной зоне позволяет передвигаться вдоль уреза воды пешком и сопровождать загруженные плавсредства на швартовых веревках. При этом необходимо учитывать массу груженых судов и скорости водного потока. Так, для каркасно-надувных плотов (КНП), имеющих достаточно большие размеры и испытывающих более сильный напор воды, чем, например, катамараны, может потребоваться 3-4 капроновых веревки диаметром 10-12 мм и длиной не менее 30 метров каждая: одна (две) - в носовой части плота, две - в кормовой, - прикрепленных к каркасу с разных бортов. Такое количество швартовых веревок и их расположение повышает надежность сопровождения груженых плавсредств, поскольку сам процесс проводки заключается в попеременном подтягивании к берегу или отпускании от него носа и кормы судна, что дает возможность маневрирования его среди камней и скальных обломков. В целях обеспечения надежности проводки все швартовые концы должны находиться в работе. При выполнении этого приема особо следует следить, чтобы поток, оказывая давление на корму, не стал разворачивать плавсредство. В противном случае удержать судно, вынесенное на середину реки, будет невозможно.

Частичная проводка. Она применяется также при поэтапном способе подвоза в случае опасности потери грузов и предусматривает выгрузку материальных средств на берег перед препятствием и обнос их вниз за пределы порога.

Для экономии времени и достижения наибольшей эффективности этого приема проводка судов должна вестись одновременно с обносом материальных средств. Она может быть выполнена двумя способами: Первый - с помощью веревок, - нами был уже рассмотрен; Второй предусматривает перегон по воде порожних плавсредств в нижний бьеф порога. Применение того или иного приема зависит от конкретных условий и уровня тактико-технической подготовки личного состава.

При осуществлении частичной проводки целесообразно усиливать сплавляющиеся подразделения материального обеспечения командами носильщиков или вьючно-транспортными формированиями, что намного сокращает время обноса грузов и преодоления препятствий.

Учитывая жесткий лимит времени, отводимого на организацию и доставку материальных средств, необходимо стремиться к соответствию возможностей воднотранспортных (горных) и вьючно-транспортных формирований, чтобы весь прибывающий по реке груз поднимался вьюками за один рейс. Количественное уменьшение вьючного транспорта вызовет увеличение затрат времени на обнос грузов за счет повторных рейсов. Это может привести к частичной задержке погрузки материальных средств на суда для дальнейшего следования.

Полный обнос. Этот способ можно рекомендовать в тех случаях, когда из-за повышенной опасности нет возможности сплавиться через порог даже на разгруженных плавсредствах. При этом тактическом варианте обносятся не только материальные средства, но и суда.

Надувные плоты, лодки, катамараны как наиболее легкие плавсредства могут обноситься самими экипажами. Каркасно-надувные плоты, материальные средства доставляются вниз за порог с участием команд носильщиков и вьючным транспортом.

В горах традиционными вьючными животными считаются лошади, ослы, мулы. В таежной местности и районах Крайнего Севера под вьюк используются олени. Жители высокогорных областей перевозят грузы также на верблюдах, яках и даже баранах. Так, использование баранов под вьюк широко применяет население Тибета. Эти домашние животные меньше страдают от разряженности воздуха, чем другие. Кроме того, баран, взбираясь по любым горным тропам, может нести груз до 10 кг (Юсов, 1952: 45).

Опыт тибетцев полезен тем, что позволяет в неординарных случаях использовать баранов для перевозки надувных элементов, других деталей катамаранов и КНП (автокамер, гондол, труб и т.д.), предметов такелажа и снаряжения (веревок, весел, спасательных комплектов, ремонтного набора и др.). Нельзя исключать и вариант использования баранов для доставки на высоты различных материальных средств, расфасованных в мелкую тару.

Обнос каркасно-надувных плавсредств непроходимых порогов может выполняться тремя способами.

Первый способ предусматривает перенос судов без грузов в собранном виде с накаченными и подвязанными к каркасам надувными элементами, то есть готовыми к спуску на воду и погрузке материальных средств для дальнейшего следования. Выполнение этого приема требует наличия широких троп, отсутствия крупных камней, скальных обломков и древесно-кустарниковой растительности на пути обноса, что позволяет беспрепятственно транспортировать плавсредства.

Учитывая достаточно большой вес каркасно-надувных плотов, необходимо выделять в помощь экипажам дополнительные расчеты. Опыт показывает, что для перемещения по суше в условиях горно-таежной местности одного плота длиной 7,5 м на восьми поперечных гондолах (диаметром 0,6 м), требуется 10-11 человек. Такой же длины плот на 12 автомобильных камерах (МАЗ) требует для обноса 12-14 человек при численности экипажа плота 4-8 человек.

Второй способ требует больших затрат времени, чем первый, поскольку плавсредства обносятся в разобранном виде. Этот способ менее эффективный, но он может быть востребован, когда ширина горных троп и рельеф местности не позволяют переносить плавсредства в собранном виде. При этом варианте надувные элементы плотов и катамаранов отделяются от каркасов и переносятся отдельно. Каркасы разбираются на отдельные элементы, связываются или пакуются в чехлы из армированной ткани или брезента и в таком виде транспортируются за порог экипажами, вьюками или носильщиками.

Третий способ по затратам времени занимает промежуточное место между двумя первыми. Его сущность состоит в том, что каркасы плотов не разбираются на отдельные элементы, а переносятся целиком. На горных реках с планируемым обносом материальных средств и судов целесообразно применять поперечный настил из отдельных щитов-фашин, что позволяет быстро проводить демонтаж палубы с последующей установкой после обноса непроходимых препятствий. Применение этого способа облегчает вес переносимых каркасов. Однако отрицательным моментом здесь является некоторое снижение прочности плотовой конструкции, поскольку съемный поперечный настил не обеспечивает в достаточной мере распределение локальных нагрузок на весь став, возникающих в каркасе при сплаве.

Учитывая сложный рельеф горной местности, узость троп, сильные ветры в ущельях, особенно в высокогорье, нецелесообразно и даже опасно переносить надувные элементы в накаченном виде из-за их большого объема и парусности. В силу этого надувные элементы надо полностью скачивать. К тому же, это позволяет в максимально допустимых пределах загружать вьюки и носильщиков, что повышает эффективность обноса.

Частичный обнос. Этот тактический прием, так же, как и частичная проводка, предусматривает только обнос грузов, а плавсредства используются по-разному в зависимости от способов подвоза. При участковом способе они оставляются перед препятствиями или же возвращаются вьюками, носильщиками, другими транспортными средствами (включая БМП, БТР и другую боевую технику) в исходный район сплава или к началу участка для повторных рейсов.

При поэтапном способе подвоза частичный обнос возникает в случае применения только крупногабаритных плавсредств (КНП длиной более 6 м), которые сами обносу не подлежат, но на которых планируется дальнейшая транспортировка грузов. Практика сплава свидетельствует, что при наличии на горных реках водопадов и непроходимых порогов возникают большие затруднения с обносом плавсредств. Это особенно проявляется в каньонах и узких ущельях, где тропы проходят часто высоко над рекой. Если надувные плоты, лодки и катамараны можно поднять с помощью веревок от уреза воды, то вытащить наверх вручную без средств механизации каркасно-надувной плот по крутому, а тем более отвесному склону - задача проблематичная, а в некоторых случаях не разрешимая. Поэтому сущность частичного обноса при поэтапном способе подвоза состоит в том, что материальные средства поднимаются наверх и обносятся, а порожние плоты (КНП) пускаются по течению и перехватываются расчетами обеспечения причаливания (РОП) за непроходимым порогом с использованием катамаранов, надувных плотов и лодок.

Следует отметить сложность этого способа. Она заключается в трудоемкой и опасной работе в процессе перехвата. Кроме того, необходимо учитывать возможные поломки и даже потери плавсредств. Последнее обстоятельство, как показали результаты проведенных экспериментов, особенно может иметь место при больших расходах воды, вызванных обильными дождями и интенсивным весенним снеготаянием. Так, на реке Чуя (Горный Алтай) из всех пущенных в непроходимый в большую воду порог "Горизонт" было выловлено и доставлено к берегу только 50% каркасно-надувных плотов. На Чаткале (Западный Тянь-Шань) количество потерянных плотов после неудачного перехвата составило 30%. В обоих горных районах исследования проводились в майский период, в условиях высокой воды, когда потери плавсредств могут быть значительными.

Учитывая результаты проведенных исследований, представляется возможным дать следующие рекомендации по повышению эффективности перехвата плотов.

1.  Все КНП, планируемые к пуску по течению, должны тщательно готовиться на прочность и с таким расчетом, чтобы исключить всякую случайность их потерь. Чтобы яснее представить сущность этих подготовительных мероприятий, рассмотрим их на примере подготовки плотов к прохождению семиметрового водопада на реке Чаткал. Так, оценив мощь водопада (вертикальный слив, 290 м3/с), нами было принято решение усилить продольные элементы каркаса за счет рабочих гребей, снятых из пазов подгребиц. Для этого они были уложены вдоль палубы плота над средними лонжеронами (вторым и третьим) лопастями в противоположные стороны (к носу и корме) и крепко привязаны к каркасу 6 мм капроновым фалом быстро развязывающимися узлами. Такое расположение и крепление рабочих гребей позволяет быстро вставлять их в пазы подгребиц после перехвата судна и управлять плотом.

Результаты этого эксперимента показали, что рабочие и запасные греби, уложенные над лонжеронами увеличивают прочность плота, так как фактически превращаются из гребных устройств в дополнительные продольные элементы каркаса.

Особо следует обратить внимание на положение причальных концов. Во избежание их всплытия и распутывания, когда плот будет находиться в подводном положении, веревки должны быть аккуратно уложены в бухты на специальные приспособления и привязаны к ним. Не выполнение этого условия может привести к потере плавсредств, что имело место на реке Чуя, когда при неожиданном погружении одного из плотов под воду, в пороге были смыты кормовые причальные концы, которые зацепились за подводные камни. В сложившейся ситуации спасти плот не удалось из-за отвесных стен в каньоне, наступающей темноты, отсутствия в этом месте переправочных средств.

2.  Для перехвата плотов назначать наиболее подготовленный личный состав, имеющий опыт сплава по горным рекам на всех типах плавсредств, приобретенный на тактико-специальных занятиях, в учебных центрах водно-десантной подготовки, спортивных походах в период допризывной подготовки. Нельзя рассчитывать на успех, если военнослужащие обучались сплаву только на плотах, оборудованных гребями, и не прибрели опыта сплава на плавсредствах, управляемых веслами, а также наоборот.

Важно отметить, что выполнение такого ответственного приема, как перехват неуправляемых плотов, движущихся по горной реке на большой скорости, требует не только смелости и решительности, но и высокого мастерства, быстрой и правильной оценки обстановки, интуиции, точного расчета момента выхода перехватывающего судна на поток, четкого причаливания к плоту (возможно, находящемуся в аварийном состоянии), слаженной работы по доставке его к берегу.

При выполнении этого тактического приема следует помнить, что если плот развернуло поперек течения (реки) и он идет лагом, то в целях безопасности к нему надо подходить с того борта, который обращен вверх по течению. Категорически нельзя подходить к плоту с борта, обращенного вниз по течению, так как в случае торможения или остановки перехватывающего судна на камнях или в водяных ямах ("бочках") произойдет навал плота на экипаж, обеспечивающий перехват, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3.  Для перехвата плавсредств необходимо по возможности выбирать наиболее узкие места или участки с меньшими скоростями водного потока. Целесообразно для этих целей использовать острова или крупные обломки скал в середине русла, за которыми наблюдается скоростная тень. При этом РОП для надежности надо выставлять в разных точках предполагаемой зоны перехвата. В продолжение этого отметим, что в каньонах, где горные реки местами сужаются до 5-6 м и имеется возможность спуска к воде, перехватывающие средства могут и не применяться. Для этого достаточно 4-5 человек, чтобы спрыгнуть на плывущий плот, подготовить греби к работе и обеспечить причаливание.

4.  Предварительно наметить уловы или участки спокойной воды, куда предстоит буксировать или перегонять перехваченные плоты. При этом необходимо обращать внимание на характер берегов. Стараться выбирать пологие берега, удобные для проведения ремонта плотов и погрузки материальных средств для дальнейшего следования.

Таким образом, на основании полученного опыта представляется возможным сделать вывод, что
 частичный обнос при поэтапном способе подвоза, имеет смысл использовать при ограниченном составе сил и средств подразделений материального обеспечения, благоприятных гидрологических условиях, когда расходы воды в реке и скорости потока позволяют с высокой надежностью осуществлять выполнение этого тактического приема.

Однако, когда вероятность потерь плотов велика, при наличии достаточного количества сил и средств, а также с целью уменьшения затрат времени на преодоление непроходимого препятствия необходимо отказаться от этого тактического варианта и подвоз материальных средств проводить участковым способом, применяя ниже препятствия второй комплект плавсредств вышестоящего звена тыла, а в некоторых случаях - плавсредства нижестоящих тыловых инстанций вплоть до ВМО горнострелковых батальонов и других формирований по принципу "на себя".

Оставленные перед непроходимыми порогами плоты (участковый способ подвоза) при необходимости можно применить в следующих вариантах:

Первый вариант, когда каркасы плотов используются для инженерного оборудования стыков соседних участков подвоза, которые являются перегрузочными пунктами, например, для устройства трапов для выхода из неглубоких каньонов наверх. В фортификационном отношении места стыков оборудуются аналогично опорным пунктам общевойсковых подразделений. Так, для возведения опорного пункта мотострелкового взвода на БМП требуется 13,5 м3, а мотострелковой роты -50 м3 леса (Справочник офицера инженерных войск 1989: 230).

Второй вариант также предусматривает демонтаж КНП, который может быть произведен полностью, а лучше - на отдельные конструкции (каркас, подгребицы, настил, греби), для доставки их в исходный район сплава или к началу участка для повторной сборки и дальнейшей эксплуатации по назначению. Использование вьючного транспорта в этих целях выглядит проблематично и даже не реально из-за громоздкости конструкций и значительных расстояний их транспортировки. Поэтому этот вариант в отношении КНП возможен при наличии воздушного и наземного механического транспорта.